Технологии не стоят на месте. С течением времени механические шестерни стали слишком громоздкими, а цепи – тяжеловесными; силы трения маховиков и валов стали недопустимо велики. Требовалось создание привода, способного выполнять все возложенные на него нагрузки, будучи в тоже время компактным и простым в монтаже и эксплуатации. Такой системой передачи энергии стал гидропривод.
В качестве рабочей жидкости была практически несжимаемая среда - минеральное масло. Для создания необходимого давления был разработан ряд насосов, приводимых в движение двигателями, которые, по своему разнообразию типов, справлялись с различными задачами в различных условиях эксплуатации. Понадобились устройства, которые бы распределяли жидкость по разные направлениям и линиям, изменяя скорость движения жидкости и её давление в системе. Так появились гидрораспределители и клапаны. В роли самих исполнительных механизмов были разработаны гидроцилиндры (для линейного перемещения) и гидромоторы (поступательно-вращательные действия).
В качестве линий соединений всех этих устройств используются рукава высокого давления (РВД), представляющие собой резиновые шланги с металлическим сетчатым каркасом внутри, которые могут быть протянуты на довольно значительные расстояния. Это свойство является одним из главных преимуществ гидравлики. Есть ещё одно устройство, которое мы не упомянули, но о котором в этой статье хотелось бы рассказать подробнее. Это устройство, способное накапливать энергию жидкости, когда энергия избыточна, и отдавать, когда она необходима. Это устройство получило название гидроаккумулятор.
Гидроаккумулятор – это сосуд, работающий под давлением, который позволяет накапливать гидравлическую энергию и возвращать её в систему в нужный момент.
По способу накопления энергии гидравлические аккумуляторы разделяются на два типа:
- гидроаккумуляторы с механическим накопителем – грузовые и пружинные гидроаккумуляторы;
- гидроаккумуляторы с пневматическим накопителем.
В грузовых гидроаккумуляторах накопление энергии гидравлической жидкости и её возврат в систему происходит за счет потенциальной энергии находящегося на определённой высоте груза. В пружинных гидроаккумуляторах накопление энергии гидравлической жидкости и её возврат в систему происходит за счёт механической энергии сжатой пружины. В пневмогидравлических аккумуляторах (пневмогидроаккумуляторах) накопление энергии гидравлической жидкости и её возврат в систему происходит за счёт энергии сжатого газа. В пневмогидроаккумуляторах в качестве сжимаемой среды используется газ азот. Каждому типу гидроаккумуляторов свойственны свои преимущества и недостатки.
Грузовой гидроаккумулятор
Преимущества:
- постоянное давление аккумулятора;
- простота конструкции;
- большой рабочий объём;
- низкая стоимость.
Недостатки:
- низкая энергоёмкость;
- высокая инерционность;
- громоздкость конструкции;
- низкое давление.
Пружинный гидроаккумулятор
Преимущества:
- относительная простота конструкции;
- невысокая стоимость.
Недостатки:
- давление зависит от характеристики и линейной деформации пружины;
- небольшой рабочий объём;
- инерционность.
Пневмогидравлический гидроаккумулятор
Преимущества:
- высокая энергоёмкость при малых размерах;
- различные исполнения по конструкции и назначению;
Недостатки:
- давление аккумулятора изменяется в соответствии с политропным процессом сжатия и расширения газа.
Ввиду ряда недостатков гидроаккумуляторы с механическим накоплением энергии не получили широкого распространения и имеют ограниченное применение. Наиболее широкое применение на практике во всём мире получили пневмогидравлические аккумуляторы.
Различные по конструкции (поршневые, баллонные, мембранные, сильфонные) и назначению пневмогидроаккумуляторы позволяют получить решения для многих задач, таких как:
- аккумулирование гидравлической энергии;
- питание системы в нештатных и аварийных ситуациях;
- уравновешивание сил и нагрузок;
- компенсация утечек;
- компенсация объёмов рабочей жидкости;
- демпфирование пульсации поршневых насосов;
- демпфирование пульсаций в напорных и всасывающих магистралях;
- демпфирование пульсации при работе топливных насосов высокого давления дизельных двигателей;
- гашение гидроударов;
- амортизационная подвеска мобильной техники и пр.
По конструктивному исполнению пневмогидроаккумуляторы делят на три типа:
Баллонный гидроаккумулятор - самый распространенный тип аккумулятора на средний расход в гидроприводах быстрого действия. В качестве разделителя среды используется резиновый баллон. Изначально баллон находится под давлением газа. Жидкостная полость соединена с системой. При увеличении давления в системе, баллон сжимается, вбирая в аккумулятор некоторое количество жидкости. При уменьшении давления сжатый газ вытесняет жидкость обратно в систему. Каучуковый баллон по мере износа может быть заменен на новый.
Поршневой гидроаккумулятор - простота конструкции обеспечивает ему сравнительно небольшую стоимость по сравнению с возможностью работать на больших объёмах (до 600 литров). Принцип работы такой же, как и у баллонного, с той лишь разницей, что в качестве разделительной среды используется металлический поршень. От материала уплотнений в поршне зависит среда и температура, с которой совместимы гидроаккумуляторы.
Мембранный аккумулятор - ввиду своих небольших размеров, используется чаще всего там, требуется моментальное высвобождение энергии при небольших размерах (например, станки или мобильная техника). Принцип работы схож с поршневым аккумулятором, только в качестве разделителя сред применяется мембрана. Различают два типа мембранных аккумуляторов: со сварным и разборным корпусом. В сварной конструкции мембрана запрессована в кольцевой паз внутри корпуса, а специальная технология обеспечивает минимальный нагрев во избежание повреждений мембраны при сварке. В этом заключается отличие от разборной мембраны, где верхняя и нижняя части корпуса соединены посредством резьбы. Такое устройство позволяет заменять мембрану, не меняя корпус. Допустимая рабочая температура от -10°С до +80°С.
Возможно, Вам так же будут интересны следующие материалы сайта:
Насосы, гидромоторы Трубка гидравлическая Шланги высокого давления Манометры